Положение

Фонд общественных работ при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 24 мая 2017 года № УП-5052 «О мерах по дальнейшему совершенствованию государственной политики в сфере занятости и коренному повышению эффективности деятельности органов по труду» определяет виды и порядок организации оплачиваемых общественных работ (далее — общественная работа).

    1.2. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:

    общественные работы — общедоступные, оплачиваемые, как правило, не требующие специальной предварительной профессиональной подготовки, виды временной трудовой деятельности для лиц из числа безработных и незанятого населения;

    заказчик-работодатель — инициатор общественных работ в соответствии с настоящим Положением (Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента, районов (городов), министерства, ведомства, органы самоуправления граждан, субъекты предпринимательства, другие организации);

     лицо, выполняющее общественнуюработу — гражданин, признанный в установленном порядке безработным, а также зарегистрированный в качестве лица, ищущего работу, и привлекаемый для участия в общественных работах.

    1.3. Общественные работы организуются в целях:

    - предоставления временного заработка (трудового дохода) незанятым лицам и оказания им материальной поддержки в период поиска ими работы;

    - создания условий безработным лицам для временной занятости;

    - приобщения к трудовой деятельности лиц, впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности);

    - трудовой реабилитации лиц, имеющих по различным причинам значительные перерывы в профессиональной деятельности (ранее занятые воспитанием детей, уходом за больными и престарелыми членами семьи, освобожденные из учреждений по исполнению наказаний и др.);

    - обеспечения рабочей силой социально значимых объектов экономики и социальной сферы.

     1.4. Предлагаемые виды общественных работ должны учитывать профессиональные навыки, опыт работы, возраст, пол и иные особенности лиц, выполняющих общественную работу, режим работы и необходимые условия охраны труда.

     1.5. Центр содействия занятости населения (далее — ЦСЗН) с учетом профессиональных, возрастных и иных особенностей лиц, выполняющих общественную работу, определяет конкретные места проведения общественных работ, а также условия и сроки участия в них направляемых граждан.

     Заказчики-работодатели совместно с ЦСЗН определяют необходимые виды и объемы общественных работ.

     При отказе безработного и незанятого лица от участия в общественных работах, связанных с опасными, вредными и тяжелыми условиями труда, ему предоставляется иная общественная работа.

     1.6. В период участия безработного в общественных работах выплата ему пособия по безработице приостанавливается и возобновляется со дня завершения участия в общественных работах.

     1.7. Общественные работы, которые организованы бюджетными организациями, месячная оплата труда участников общественных работ может устанавливаться в размере, не превышающем пятикратного размера минимальной заработной платы, с последующим возмещением за счет средств Фонда общественных работ при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан (далее — Фонд) 100 процентов расходов по оплате труда лицам, направленным ЦСЗН.

     1.8. Общественные работы, которые организованы субъектами предпринимательства, негосударственными некоммерческими организациями, осуществляются на основе их заявок, с последующим возмещением за счет средств Фонда до 50 процентов расходов по оплате труда лицам, направленным ЦСЗН.

     При этом ежемесячный размер возмещения за счет средств Фонда за одного незанятого лица, привлеченного к общественным работам, не должен превышать двух с половиной кратного размера минимальной заработной платы.

2. Виды общественных работ

     2.1. Виды общественных работ включают:

    - благоустройство территорий (озеленение, уборка, побелка, чистка арыков кладбищ, мест паломничества, культурных объектов и др.) городов, районов, населенных пунктов, махаллей и др.;

    - ремонт объектов жилищного фонда, прилегающей территории жилищно-коммунальной и другой инфраструктуры;

    - ремонт улиц, дорог и тротуаров;

    - сезонные сельскохозяйственные работы, заготовку, хранение и переработку сельскохозяйственной продукции, ремонт ирригационных и мелиоративных сетей;

    - уход за инвалидами, престарелыми, больными и др.;

    - работы в организациях промышленных отраслей и в сфере услуг;

    - строительство, реконструкцию и ремонт объектов.

     В соответствии с законодательством могут быть предусмотрены и другие виды общественных работ в зависимости от потребности в них.

3. Порядок организации общественных работ

     3.1. Заказчики-работодатели ежемесячно до 15 числа месяца, предшествующего отчетному месяцу, формируют перечни общественных работ для включения заявк у, и представляют их с заявкой в районные (городские) ЦСЗН.

     Организация общественных работ и их финансирование за счет средств Фонда осуществляется по схемам согласно приложению № 1 к настоящему Положению.

     3.2. ЦСЗН ежемесячно до 20 числа месяца, предшествующего отчетному месяцу, принимают от заказчиков-работодателей заявки на осуществление общественных работ и до 25 числа месяца, предшествующего отчетному месяцу, формируют сводную заявку в объеме, не превышающем предусмотренные на данные цели объемы средств, и предоставляют на утверждение районному (городскому) хокимияту.

     3.3. После утверждения хокимом района (города) сводной заявки ЦСЗН до 1 числа отчетного месяца передают ее в Фонд для выделения денежных средств.

     3.4. В целях организации общественных работ ЦСЗН формируют списки безработных и незанятых лиц с учетом потребности в рабочей силе, указываемой в заявках заказчиков-работодателей, после чего Фонд на основе сводных заявок до 5 числа отчетного месяца перечисляет средства на казначейские лицевые счета ЦСЗН.

     3.5. Одновременно до 1 числа отчетного месяца ЦСЗН заключают договор с заказчиками-работодателями с приложением списка граждан, выполнявших общественные работы.

     3.6. Договор составляется в пределах финансового года сроком действия не менее 2-х недель, но неболее 3-х месяцев. По истечении срока договора заказчик-работодатель может повторно представить заявку в ЦСЗН на выполнение общественных работ.

     3.7. Договоры регистрируются в казначейских подразделениях Министерства финансов Республики Узбекистан в пределах средств, предусмотренных в сметах расходов ЦСЗН на выполнение общественных работ.

     3.8. Распределение граждан, представленных в сводной заявке, на общественные работы осуществляется исходя из характера и адреса работы, с учетом согласия незанятого лица на данную работу.

     3.9. В случаях возникновения непредвиденной потребности хокимияты районов (города) имеют право принимать решения по перераспределению объемов общественных работ, заказчиками которых являются бюджетные организации и органы самоуправления граждан.

     3.10. ЦСЗН после заключения договора с заказчиком-работодателем за 5 дней до начала общественных работ выдают направление на общественную работу незанятому лицу по форме согласно приложению № 2.

     3.11. В составляемые списки безработных и незанятых лиц к договорам по осуществлению общественных работ, заказчиками которых являются бюджетные организации и органы самоуправления граждан, преимущественно включаются лица, проживающие на территории по месту выполнения общественных работ, с учетом охвата жителей всех органов самоуправления граждан на данной территории.

     3.12. Заказчик-работодатель во время проведения общественных работ обеспечивает надлежащие условия по требованиям охраны труда в соответствии с законодательством.

     3.13. ЦСЗН осуществляют мониторинг проведения общественных работ не реже одного раза в неделю и оформляют соответствующий актмониторинга.

     Главные специалисты по формированию и мониторингу программ общественных работ в Республике Каракалпакстан, областях и г. Ташкенте Фонда ежемесячно осуществляют контроль за организацией, проведением и оплатой общественных работ, в том числе с выездом на места проведения общественных работ.

     3.14. В случае обнаружения фактов нарушения условий договора в ходе проведения мониторинга работники ЦСЗН оформляют акт по этим фактам нарушений и представляют в ЦСЗН для принятия соответствующих мер, предусмотренных законодательством.

     3.15. Заказчик-работодатель ежемесячно до 15 числа включительно отчетного месяца представляет в ЦСЗН табель учета отработанного времени гражданами, выполнявшими общественные работы за первую половину месяца.

     3.16. ЦСЗН, на основании табеля учета отработанного времени за первую половину месяца, до 15 числа включительно отчетного месяца осуществляют выплату аванса в размере 50 процентов от месячной суммы, возмещаемой Фондом.

      Оплата расходов по организации общественных работ производится казначейскими подразделениями Министерства финансов Республики Узбекистан на основании представленных ЦСЗН казначейских мемориальных ордеров или платежных поручений.

     3.17. Заказчик-работодатель ежемесячно до 1 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, представляет в ЦСЗН утвержденный табель учета отработанного времени и ведомость начисления заработной платы лицам, направленным на общественные работы.

     3.18. ЦСЗН после получения подтверждающих документов (табель учета, ведомость) ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, направляет в Казначейство Министерства финансов Республики Узбекистан казначейский мемориальный ордер или платежное поручение и копию акта выполненных общественных работ для оплаты оставшейся части возмещаемой суммы по оплате труда гражданам, выполнявшим общественные работы, за вычетом суммы аванса.

     3.19. Заказчики-работодатели ежемесячно предоставляют ЦСЗН информацию об осуществленных общественных работах с привлечением безработных и незанятых лиц, включая копии актов выполненных работ, заверенных первыми руководителями заказчиков-работодателей.

     3.20. В случаях, если перечисленная работодателю сумма возмещения превышает фактический объем выполненных общественных работ в соответствии с актами выполненных работ, а также установленный размер возмещения оплаты общественных работ, заказчиками которых являются субъекты предпринимательства, негосударственные некоммерческие организации за счет средств Фонда в соответствии с пунктом 8 настоящего Положения, сумма превышенных средств полностью возвращается работодателем на расчетный счет ЦСЗН.

     3.21. ЦСЗН при направлении граждан для выполнения общественных работ информируют их об условиях организации и оплаты труда.

     3.22. С гражданами, выполняющими общественные работы, работодатель заключает трудовой договор в соответствии с требованиями настоящего Положения.

Договорные отношения по выполнению общественных работ осуществляются на основе трудового договора, заключаемого в порядке, установленном законодательством. При проведении комплекса или отдельных видов общественных работ гражданами, объединенными на добровольной основе в бригады, в договоре предусматриваются обязательства сторон, объемы и сроки выполнения работ, формы организации и оплаты труда.

      3.23. Гражданам, выполняющим общественные работы, оплата труда производится за фактически выполненную работу, исходя из ставок и окладов (сдельных расценок), действующих на предприятиях, но не ниже первого разряда согласно Единой тарифной сетке по оплате труда.

      Работодателями могут устанавливаться за счет собственных средств размеры дополнительных вознаграждений за труд на общественных работах, кроме заработной платы.

     3.24. Если безработно и незанятое лицо, выполнявших общественную работу, устраивает выполняемая работа, то по договоренности с заказчиком-работодателем он может заявить о своем согласии на выполнение такой работы на постоянной основе, а ЦСЗН засчитывает ему это как постоянную подходящую работу.

     В этом случае ранее заключенный с данным лицом трудовой договор подлежит перезаключению с указанием новых условий труда.

     3.25. При организации общественных работ на заказчика-работодателя возлагается ответственность за соблюдение законодательства о труде, правил охраны труда, правильность оформления акта приемки выполненных работ, рациональное использование труда граждан, заключивших трудовые договоры.

     Лица, направленные на общественные работы, связанные с опасными, вредными и тяжелыми условиями труда, подлежат медицинскому освидетельствованию в установленном законодательством порядке.

     3.26. О периоде участия граждан в общественных работах заказчиками-работодателями производится соответствующая запись в трудовую книжку.

     Время участия в общественных работах включается в трудовой стаж. За гражданами, выполнявшими общественные работы, сохраняется право на пенсионное обеспечение и выплату им пособия по временной нетрудоспособности.

     Страховые взносы за период участия лица в общественных работах уплачиваются заказчиками-работодателями в соответствии с действующим законодательством.

     3.27. Гражданам, выполняющим общественные работы, продолжительность рабочего времени устанавливается в соответствии с законодательством о труде. Заказчики-работодатели вправе использовать гибкие формы организации рабочего дня и рабочей недели, а также вводить сокращенное рабочее время для выполнения общественных работ с оплатой в зависимости от выработки или пропорционально отработанному времени.

     3.28. ЦСЗН осуществляют учет граждан, направленных на общественные работы и занятых на них, в порядке, определяемом законодательством.

     3.29. ЦСЗН осуществляют предоставление в аренду основных средств, мини-оборудования и инвентаря, приобретенных за счет средств Фонда, заказчикам-работодателям на организацию общественных работ.

4. Заключительные положения

4.1. Споры, возникающие по деятельности, связанной с организацией общественных работ, разрешаются в порядке, установленном законодательством.

4.2. Лица, виновные в нарушении требований настоящего Положения, несут ответственность в порядке, установленном законодательством.