Открытое обращение к коалиции Cotton Campaign о снятии бойкота с узбекского текстиля

16.04.2020

(Click here for English version)

Правительство Узбекистана предпринимает меры по борьбе с последствиями от распространения коронавируса. Несмотря на то, что некоторые сферы и бизнес Узбекистана пытаются адаптироваться, а правительство старается оказать помощь уязвимым слоям населения, необходимы дополнительные действия для поддержания экономики страны.

В связи с этим, сегодня Министр занятости и трудовых отношений Узбекистана обратился к руководству коалиции Cotton Campaign с просьбой о снятии бойкота на использование произведенного в стране хлопка. С полным заявлением Министра можно ознакомиться в тексте ниже.

(Неофициальный перевод с английского языка)

Г-ну Беннету Фриману, Сооснователю Международной коалиции «Cotton Campaign»

Г-же Джуди Герхард, Исполнительному директору Международного Форума по правам трудящихся

Г-же Эллисон Гилл, И.о координатора «Cotton Campaign»

 

Уважаемые г-н Фриман, г-жа Герхард, г-жа Гилл,

Позвольте от имени Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан выразить вам глубокую благодарность за визит в нашу страну в период с 28 января по 6 февраля 2020 года.

Мы высоко ценим тот уровень конструктивного диалога, который вы привнесли в ходе встреч вашей делегации с Председателем Сената Республики Узбекистан, Председателем Национальной комиссии по противодействию торговле людьми и принудительному труду, министром юстиции, министром инвестиций и внешней торговли, министром сельского хозяйства, руководителями организаций работников и работодателей, руководителями местной администрации, государственными инспекторами труда, представителями гражданского общества и СМИ.

Смею Вас заверить, что Правительство Узбекистана продолжает осуществлять решительные меры по искоренению всех форм принудительного труда в рамках реализации «Дорожной карты реформ», разработанной при поддержке Вашей коалиции, а также в соответствии с нашими обязательствами по улучшению социального обеспечения и защиты прав человека для всех граждан страны.

Выполнение этих обязательств отражается в нескольких важнейших правовых актах. Так, в начале текущего года Президент Республики Узбекистан Ш.Мирзиёев подписал закон, предусматривающий введение уголовной ответственности за использование принудительного труда. Он также утвердил «Стратегию развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 гг.», уменьшив тем самым роль государства в аграрном секторе.

6 марта т.г. принят исторический документ – Постановление Президента «О мерах по широкому внедрению рыночных принципов в сферу хлопководства», в соответствии с которым Узбекистан отказывается от государственного регулирования производства, цены и обязательной продажи хлопка, начиная уже с 2020 г.

Как свидетельствуют эти недавние законодательные акты, Правительство Узбекистана в сотрудничестве с хозяйствующими субъектами и представителями гражданского общества готово начать новую главу преобразовательных реформ в хлопковой отрасли Узбекистана.

Для свободного перехода к новой главе и значимым изменениям для населения, я призываю вас снять бойкот с узбекского хлопка, осуществляемого в рамках подписанного со стороны членов коалиции обязательства Uzbek Cotton Pledge.

Важно понимать, что Правительство Узбекистана не стремится к завершению вашей важной работы. Мы намерены продолжать наше сотрудничество в период перехода страны к новой главе реформ, опираясь на ваш опыт для закрепления прогресса, достигнутого в искоренении принудительного труда, поддержки постоянных усилий по мониторингу и содействию во внедрении обязательств в области устойчивого развития и социальной ответственности на всех этапах производства.

Последний доклад Международной организации труда подтверждает, что «во время сбора урожая хлопка в 2019 году не были зафиксированы случаи систематического принудительного труда» и «во время сбора урожая хлопка в Узбекистане систематический или системный детский труд более не используется». Мы гордимся этими достижениями и полны решимости улучшить наши результаты. Конечно, мы в полной мере осознаем, что в Узбекистане еще предстоит провести значительную работу по защите прав трудящихся, и мы принимаем во внимание важные рекомендации, недавно сделанные коалицией, реализация которых для нас в приоритете.

Однако наряду с очевидным прогрессом по ликвидации всех форм принудительного труда, достигнутым сегодня по сравнению с тремя предыдущими страдами, есть еще одна, более веская, причина для моего призыва снять бойкот.

В эти дни Узбекистан столкнулся с беспрецедентной двойной угрозой для здоровья населения и экономики в связи с пандемией коронавируса. По предварительным оценкам Международной организации труда, до 25 миллионов человек по всему миру могут лишиться работы, а потери доходов работников составят не менее 3,4 триллионов долл. США, и Узбекистан не стал исключением.

Уже сегодня рынок труда Узбекистана испытывает небывалое давление: более полутора миллиона граждан Республики – безработные. Из-за строгой изоляции страны около 150 тыс. трудящихся вынужденно остались без работы, более 140 тыс. граждан – возвратившиеся на Родину трудовые мигранты без постоянного дохода, более 200 тыс. семей находятся за чертой бедности.

Государственные предприятия, частный сектор и весь рынок труда стараются максимально адаптироваться к новым условиям, но национальной экономике придется приложить огромные усилия для создания столь необходимых новых рабочих мест.

Таким образом, ваше решение по снятию хлопкового бойкота может стать решающим. Текстильная промышленность Узбекистана является одним из ведущих секторов занятости населения. Только в производстве на почти 7 000 предприятиях заняты более 200 тыс. работников, обеспечивая стабильным доходом почти один миллион населения. По нашим предварительным оценкам, снятие бойкота с узбекского хлопка может удвоить общий объем экспорта производимого текстиля, что создаст столь необходимые рабочие места.

Возобновление экспорта в США и страны Европейского Союза также может сыграть важную роль в глобальной борьбе с COVID-19. Производители текстильной продукции в Узбекистане уже сумели мобилизоваться за короткий период времени и достигли десятикратного увеличения производства средств индивидуальной защиты (СИЗ). Маски, хирургические халаты и другие формы СИЗ, изготовленные из узбекского текстиля, могли бы помочь решить проблему глобального дефицита, если бы оптовые и розничные продавцы знали, что им не нужно опасаться бойкота.

Мы надеемся, что вы рассмотрите нашу просьбу о прекращении бойкота как акт солидарности по отношению к узбекскому народу, позволяющий нашим гражданам обеспечить себе средства к существованию в это непростое время и смотреть в будущее с большим оптимизмом.

Я с надеждой жду продолжения нашего сотрудничества и желаю вам и вашим семьям сил и крепкого здоровья.

 

С уважением,

                                                                           Нозим Хусанов

                                                                        Министр занятости и трудовых отношений