Ответ Cotton Campaign на открытое письмо министра труда Н.Хусанова
(неофициальный перевод с английского языка)
Cotton Campaign приветствует, что Министр труда Н.Хусанов поднял вопрос о снятии хлопкового бойкота и совместной работе над «вступлением в новую главу реформ» и расширением возможностей трудоустройства для народа Узбекистана.
Действительно, с момента основания в 2007 году Cotton Campaign работала над тем, чтобы искоренить спонсируемую государством систему принудительного труда, которая так долго тянула страну назад. Сейчас же Cotton Campaign берет на себя инициативу по разработке основы для поощрения ответственных инвестиций, одновременно гарантируя брендам, что принудительный труд искоренен, и усилено гражданское общество.
"Вопрос, скорее, заключается не столько в том, прекращать ли бойкот или нет, а в том, когда и как - и, прежде всего, как его прекращение может стать катализатором для разумного инвестирования в реформирующийся Узбекистан", - подчеркнул один из основателей Cotton Campaign Беннетт Фриман.
На встречах, состоявшихся в январе т.г. с Министром труда Н.Хусановым и другими высокопоставленными чиновниками Правительства Узбекистана в г.Ташкенте, Cotton Campaign подтвердила свою приверженность пересмотру обязательства, взятого на себя 305 крупными мировыми брендами одежды и ритейлерами не покупать узбекский хлопок до тех пор, пока не будет искоренен принудительный труд. Оценка возможности снятия бойкота проводится с учетом наблюдений за сбором урожая в 2019 г и общего прогресса, достигнутого Правительством в соответствии с «Дорожной картой» реформ Cotton Campaign.
Находясь в Ташкенте, Cotton Campaign признала и приветствовала прогресс, достигнутый в реформировании, но в то же время выразила серьезную обеспокоенность по поводу отсутствия прогресса в отношении свобод гражданского общества и продолжавшегося принудительного труда во время сбора урожая 2019 года.
Использование принудительного труда задокументировано нашим партнером, Узбекским форумом, а также Международной организацией труда, которая выявила, что более 100 000 человек были принуждены к работе во время сбора урожая, и что устаревшие системы продолжают создавать риски принудительного труда.
Глобальный кризис, вызванный COVID-19, оказал разрушительное воздействие на швейную отрасль во всем мире: резкое сокращение производственных заказов, невыполнение обязательств по действующим контрактам и увольнения работников швейных предприятий в розничных магазинах, а также во всех цепочках поставок. Эти события, наряду с продолжением принудительного труда во время сбора урожая 2019 года, создают значительные барьеры для брендов для инициирования новых соглашений о поставках из Узбекистана.
"Мы признаем и воодушевлены историческим прогрессом, достигнутым Узбекистаном в искоренении принудительного труда, и наши члены с нетерпением ждут рассмотреть возможность возобновления сотрудничества с Узбекистаном," – сказал Нэйт Херман, старший вице-президент Американской ассоциации одежды и обуви (American Apparel and Footwear Association). "Однако, учитывая политику абсолютной нетерпимости брендов к принудительному труду, правовые требования в области борьбы с современными видами рабства, а также результаты мониторинга Международной организации труда, свидетельствующие о том, что более 100 000 человек привлекались к принудительному труду во время сбора урожая хлопка в Узбекистане в 2019 году, бренды требуют дополнительных гарантий защиты работников. Несмотря на глобальную пандемию, гарантии важны для наших брендов".
Совместно с брендами и другими местными и международными заинтересованными сторонами Cotton Campaign разрабатывает прочную основу для мониторинга и устранения принудительного труда, расширения прав и возможностей работников и фермеров, а также поощрения поставок из Узбекистана. В основе данного подхода лежат обязательства по обеспечению надежной защиты трудовых прав, включая беспрепятственный мониторинг и решение жалоб, а также антикоррупционные меры, которые соответствуют международным стандартам и опыту.
Несмотря на значительные шаги, сделанные для прекращения системного принудительного труда и проведения структурных реформ, не наблюдается большого прогресса в расширении прав и возможностей гражданского общества, включая регистрацию независимых ННО и создание возможностей для самостоятельной организации работников.
В рамках своей «Дорожной карты» Cotton Campaign призвала правительство дать возможность развитию свободного и активного гражданского общества, что будет способствовать прозрачности и подотчетности, и, в свою очередь, создаст атмосферу для инвестиций.
«Любая система, которую мы создадим с брендами для защиты рабочих и фермеров, будет эффективной только в том случае, если правительство Узбекистана сделает все возможное, чтобы не только проводить реформы, но и обеспечить их внедрение», - сказала Патрисия Журевич, со-основатель Cotton Campaign и вице-президент Responsible Sourcing Network. «Это важно, как для устранения принудительного труда, так и для создания этических цепочек поставок, которым доверяют бренды».
Хотя планы вернуться в Узбекистан в конце марта с представителями некоторых брендов в целях продолжения обсуждений были отложены из-за COVID-19, Cotton Campaign рассчитывает на продолжение конструктивного взаимодействия с правительством Узбекистана.
Коалиция также активизирует внутренние обсуждения для решения исторического вопроса - и возможности - поддержать завершение процесса реформ посредством конкретных шагов по содействию инвестициям, которые принесут пользу узбекским рабочим, фермерам и гражданскому обществу.