Положение

Управление внешней трудовой миграции и программ реинтеграции вернувшихся трудовых мигрантов

Глава I. Общие положения

  1. Департамент внешней трудовой миграции и программ реинтеграции вернувшихся трудовых мигрантов Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан (далее – Департамент) в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Узбекистан, законами Республики Узбекистан, постановлениями Олий Мажлиса, указами и распоряжениями Президента Республики Узбекистан, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, постановлениями коллегии и приказами Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан, а также настоящим Положением.
  2. Департамент осуществляет свою деятельность на основе Постановления Президента Республики Узбекистан от 20 августа 2018 года
    № ПП-3919 «О мерах по совершенствованию структуры органов труда и защите трудовых прав граждан и по укреплению системы охраны труда», а также Постановления Президента Республики Узбекистан от 5 июля 2018 года № ПП-3839 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы внешней трудовой миграции Республики Узбекистан» и является структурным подразделением Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.
  3. Официальное название Департамента:

    а) на государственном языке: полный – Ўзбекистон Республикаси Бандлик ва меҳнат муносабатлари вазирлигининг Ташқи меҳнат миграцияси ва қайтган меҳнат мигрантларнинг реинтеграция дастурлари бошқармаси;

    б) на английском языке: полный – Department of External Labor Migration and programs for the reintegration of returned labor migrants of Ministry of Employment and Labor Relations of the Republic of Uzbekistan;

    в) на русском языке: полный – Департамент  внешней трудовой миграции и программ реинтеграции вернувшихся трудовых мигрантов Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.

  1. Начальник департамента и сотрудники департамента назначаются на должность и освобождаются от должности на основании приказа Министра занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.
  2. Начальник департамента находится в непосредственном подчинении Министра труда и занятости Республики Узбекистан и первого заместителя министра.

Глава II. Основные задачи и функции Департамента

  1. Регулирование трудовых миграционных процессов граждан Республики Узбекистан, организация и контроль занятости граждан Республики Узбекистан, вернувшихся из трудовой миграции с учетом национальных интересов республики в соответствии с законодательством Республики Узбекистан и международными нормативными актами.
  2. Непосредственное участие в разработке и реализации проектов международного сотрудничества в сфере трудовой миграции;
  3. Координация соответствующих решений и обязательств, вытекающих из договоров, соглашений, протоколов и других документов, подписанных с зарубежными странами о сотрудничестве по вопросу трудоустройства граждан Республики Узбекистан за рубежом и контроль за их исполнением в соответствии законодательства Республики Узбекистан.
  4. Мониторинг договоров с иностранными работодателями об организованном наборе граждан Республики Узбекистан и их системный подход к соблюдению трудовых норм;
  5. Контроль за правильной организацией мероприятий по отбору, подготовке, адаптации граждан Республики Узбекистан и процессов трудоустройства за рубежом;
  6. Контроль за деятельностью рабочего органа при министерстве (Агентство по внешней трудовой миграции) по вопросам трудоустройства граждан Республики Узбекистан за рубежом (Частное агентство занятости);
  7. Организация предоставления информации в департамент занятости министерства о процессе трудоустройства граждан Республики Узбекистан за рубежом частным агентством занятости;
  8. На основе комплексного анализа вопросов внешней трудовой миграции выработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы;
  9. Сотрудничество с компетентными органами иностранных государств, международными организациями, учреждениями и фондами по вопросам регулирования процесса обеспечения защиты трудовых и социальных прав граждан Республики Узбекистан за рубежом;
  10. Разработка мер, брошюр, флаеров, буклетов и видеороликов для предотвращения гражданам Республики Узбекистан серьезных проблем во время их работы за границей. Принятие мер по возвращению граждан Республики Узбекистан, находящиеся в тяжелом положении за рубежом;
  11. Контроль и организация мер по обеспечению безопасности граждан Республики Узбекистан во время их выезда на транспорте за пределы республики для осуществления трудовой деятельности, а также за работой специализированных касс по продаже льготных билетов на авиа и
    ж / д транспорты;
  12. Письменное представление начальником департамента поручений, заданий и других организационных работ для обеспечения безусловного выполнения вышеперечисленных задач;
  13. Контроль за выдачу лицензий юридическим лицам на привлечение иностранной рабочей силы и выдачу сертификатов иностранным гражданам на право осуществления трудовой деятельности на территории Республики Узбекистан, а также за учетом иностранных граждан, работающих в Республике Узбекистан;
  14. Рассмотрение заявлений на получение лицензии на право осуществления деятельности по трудоустройству граждан Республики Узбекистан за рубежом;
  15. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:

   лицензия— разрешительный документ, дающий право юридическим лицам осуществлять деятельность по трудоустройству граждан Республики Узбекистан за рубежом;

   заявитель/соискатель лицензии/лицензиат – юридическое лицо, планирующее осуществлять деятельность по трудоустройству граждан Республики Узбекистан за рубежом;

   лицензионные требования – определенные настоящим Положением требования для получения лицензии на право осуществления деятельности по трудоустройству лиц, ищущих работу за пределами Республики Узбекистан;

   лицензирующий орган – Департамент  внешней трудовой миграции и программ реинтеграции вернувшихся трудовых мигрантов Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан;

   рабочий орган — Агентство по внешней трудовой миграции (далее – Агентство) при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.

  1. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по трудоустройству граждан Республики Узбекистан за рубежом являются:

   - соблюдение законодательства Республики Узбекистан;

   - наличие в штате хотя бы одного специалиста с высшим юридическим образованием;

   - иметь хотя бы одного сотрудника, который знает языки стран, куда отправляются трудовые мигранты;

   - наличие здания или комнаты, оборудованной системой видеонаблюдения, которая записывает обращения граждан и процессы их обслуживания, и которая будет хранить записанные данные в течение трех месяцев;

   - на момент регистрации заявитель должен иметь сформированный уставной фонд в размере не менее 5000 (пяти тысяч) минимальных заработных плат, установленной в Республике Узбекистан;

   - средства лицензиата, зарезервированные на депозитном счете в Фонде поддержки и защиты прав и интересов граждан, ежеквартально переоцениваются по курсу доллара США к национальной валюте, установленному Центральным банком Республики Узбекистан на момент осуществления переоценки;

   - зарезервирование на депозитном счете Фонда поддержки и защиты прав и интересов граждан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом, при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан 50 000 (пятьдесят тысяч) долларов США по курсу Центрального банка Республики Узбекистан на момент оплаты за счет средств уставного фонда заявителя;

   - соблюдение любого типа дискриминации при отборе лиц, заинтересованных в трудоустройстве граждан за рубежом;

   - предоставление ежемесячного отчета о деятельности на рабочий орган;

   - ведение договоров, заключенных с иностранными работодателями;

   - соблюдение запрета на отправку трудовых мигрантов Республики Узбекистан для осуществления трудовой деятельности, признанной незаконной в соответствии с законодательством Республики Узбекистан и/или странами назначения.

  1. Надзор за законным осуществлением трудовой деятельности рекрутинговых организаций, отправляющих граждан Республики Узбекистан на основе договоров;
  2. Контроль в установленном порядке за рассмотрением заявок на выдачу, продление, приостановление, прекращение и аннулирование лицензий, выданных рабочему органу;
  3. Принятие решения в течение десяти дней со дня получения заключения рабочего органа принимать решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии. Рабочий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятом решении в течение трех дней после принятия соответствующего решения.
  4. Лицензия выдается на неограниченный срок. Ведется контроль за деятельностью рабочего органа по получению, учету и хранению лицензий;
  5. Внесение рапорта для аннулирования лицензии в случае, если лицензиат не предоставит документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за выдачу лицензии, в течение трех месяцев с даты отправки (доставки) уведомления о выдаче лицензии;
  6. Отказ в выдаче лицензии юридическому лицу в случаях, если документы, представленные юридическим лицом не оформлены надлежащим образом, если содержат недостоверную или неправильную информацию и если юридическое лицо не соблюдает лицензионные соглашения и условия;
  7. Контроль и плановая проверка соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий в порядке и сроке, установленном законодательством;
  8. Проведение проверок соблюдения лицензионных требований и условий, а также принятие необходимых мер в соответствии с жалобами и обращениями;
  9. При необходимости посетить место работы и место жительства мигранта, чтобы получить информацию об условиях труда и социальной защите;
  10. В случае несоблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий, а также невыполнения поручений по устранению выявленных нарушений, принятие мер по прекращению действия лицензии и установить сроки устранения обстоятельств, которые привели к прекращению действия лицензии;
  11. В случае, если лицензиат устранил обстоятельства, приведшие к приостановлению действия лицензии, принять меры по восстановлению действия лицензии в течение трех дней с даты получения письменного подтверждения их устранения;
  12. В рамках своей компетенции изучение Департаментом рынка труда зарубежных стран с целью совершенствования условий и возможностей для временного трудоустройства граждан Республики Узбекистан за рубежом;
  13. Контроль за существующей базой данных граждан Республики Узбекистан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом и желающих работать за границей, а также за организацией реестра иностранных работодателей. Создание единой базы данных для желающих работать за рубежом и иностранных работодателей в системе Министерства;
  14. Постоянный контроль за реализацией процессов профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и предвыездной адаптации, граждан Республики Узбекистан, выезжающих за рубеж для осуществления временной трудовой деятельности, а также за обучением их иностранному языку, правилам техники безопасности и охраны труда на производстве;
  15. Мониторинг оформления документов граждан Республики Узбекистан, отправляемых за границу для трудоустройства с учетом требований иностранных работодателей, а также контроль комплексного медицинского обследования компетентными медицинскими учреждениями;
  16. Контроль за выдачу разрешения для юридических лиц на привлечение иностранной рабочей силы и выдачу подтверждений иностранным гражданам для осуществления временную трудовую деятельность на территории Республики Узбекистан, а также за соблюдением правовых актов и нормативных документов, регулирующих использования иностранной рабочей силы в Республике Узбекистан;
  17. Контроль за деятельностью центров предвыездной адаптации и обучения граждан, выезжающих за рубеж для временного трудоустройства, центров подготовки, переподготовки, повышения квалификации и центров языковой подготовки;
  18. При поддержке Министерства иностранных дел Республики Узбекистан сотрудничество с зарубежными представительствами по эффективной организации миграции через дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Узбекистан;
  19. Реализация мер по правовой и социальной защиты, материальная поддержка граждан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом в сотрудничестве с дипломатическими институтами Республики Узбекистан в зарубежных странах, а также через Фонда поддержки и защиты прав и интересов граждан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом, при Министерстве занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан;
  20. Обеспечить, чтобы программы и проекты по реинтеграции мигрантов были предоставлены территориальным органам, содействующим трудоустройству граждан Республики Узбекистан для их последующей работы в Республике Узбекистан после их временной работы за границей.
  21. Реализация программ и проектов по реинтеграции трудовых мигрантов, обеспечение того, чтобы списки граждан Республики Узбекистан, вернувшиеся на родину после временного трудоустройства за границей предоставлялись территориальным органам, содействующим занятости населения для последующего трудоустройства в Республике Узбекистан;

Глава III. Права и обязанности Департамента

  1. По заявлениям, обращениям физических и юридических лиц, на основе необходимой информации, полученной от соответствующих отделов, а также от Агентства по внешней трудовой миграции направлять ответное письмо в пределах своей компетенци;
  2. Согласно заключенным договорам мониторинг за законностью и соблюдением требований процессов по подбору кадров, желающих трудоустроиться за рубежом, процессов проверки их знания иностранных языков и профессиональной компетенции;
  3. В соответствии с соглашениями о сотрудничестве с иностранными партнерами в области трудовой миграции, обращение в компетентные органы за получением информации о кандидатах, отправляющихся на трудоустройство за рубеж;
  4. Организация инновационной образовательной системы обучения иностранным языкам и по профессиональной подготовки граждан Республики Узбекистан, желающих работать за рубежом;
  5. Мониторинг эффективного регулирования трудовой деятельности юридических лиц, занимающихся трудоустройством граждан Республики Узбекистан за рубежом;
  6. Координация, мониторинг региональных филиалов и центров по предвыездной подготовке, по обучению иностранным языкам и по подготовке к экзаменам граждан Республики Узбекистан, выезжающих за рубеж для осуществления трудовой деятельности;
  7. На основе комплексного анализа деятельности Агентства по внешней трудовой миграции, разрабатывать предложения по совершенствованию нормативно-правовой базы и координировать деятельность Агентства;
  8. Постоянный контроль за своевременным выполнением функциональных обязанностей Агентства и организаций в системе трудовой миграции;
  9. Внесение изменений в ограниченное число управленческих кадров Агентства и его подразделений;
  10. Создание иностранных представительств Агентства по согласованию с Министерством иностранных дел Республики Узбекистан и представление кандидатов в иностранные представительства;
  11. В пределах своей компетенции внесение предложений Министру занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан о назначении на должность и освобождении от должности начальника, первого заместителя начальника и заместителей начальника Агентства;
  12. Министру занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан в пределах своей компетенции внесение предложений об услугах, связанных с деятельностью Агентства по внешней трудовой миграции, о штатном расписании, смете расходов на его содержание;
  13. Мониторинг процессов выдавания (продления) в установленном порядке разрешений на привлечения в Республику Узбекистан иностранных специалистов, участвующих в реализации проектов в рамках утвержденных государственных программ развития и других целевых программ Республики Узбекистан, а также процессов выдавания (продления) в установленном порядке подтверждений иностранным гражданам права на временную работу на территории Республики Узбекистан;
  14. По согласованию с руководителем Агентства по внешней трудовой миграции, назначение на должность и освобождение от должности руководителей региональных филиалов, иностранных представительств Агентства, руководителей центров предвыездной адаптации и подготовки граждан, выезжающих на трудоустройство за рубеж.

Глава IV. Должностные обязанности начальника Департамента

  1. Начальник Департамента назначается на должность и освобождается от должности Министром занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан.
  2. Организует текущую деятельность Департамента и несет ответственность за выполнение возложенных на него задач;
  3. В отношениях с государственными органами, юридическими и физическими лицами, в том числе с государственными органами, юридическими и физическими лицами иностранных государств, а также с международными организациями действует от имени Министерства;
  4. По согласованию с Агентством вносить Министру занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан предложения по назначению руководителей департаментов и отделов Агентства, региональных филиалов, иностранных представительств Агентства, руководителей Центров предвыездной адаптации и обучения, а также по назначению сотрудников на должность;
  5. По согласованию с начальником Агентства назначает на должность руководителей департаментов и отделов Агентства, региональных филиалов, иностранных представительств Агентства, руководителей Центров предвыездной адаптации и обучения, а также назначает сотрудников на должность и вносит предложения об освобождение от должности;
  6. Выполняет другие функции в соответствии с поставленными задачами Департамента.