Доклад на тему: «Обеспечение прогресса с помощью преобразований»

Мухитдинов Эркин Мадорбекович

Первый заместитель министра занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан

 

Доклад на тему: «Обеспечение прогресса с помощью преобразований»

(Неофициальный перевод с английского языка)

Уважаемый г-н Том МакКолл!

Уважаемые участники!

Прежде всего, позвольте поприветствовать всех участников вебинара и выразить благодарность г-ну Кевину Кессиди, г-ну Йонасу Аструпу, Нейту Хёрману, Эрику Биль, Шухрату Ганиеву, г-же Лейле Штроткамп и Эллисон Гилл за активное участие в столь важном для Узбекистана мероприятии.

Мы высоко ценим установившиеся между нами партнерские отношения и взаимопонимание в решении насущных вопросов рынка труда.

Хотим выразить свою благодарность представителям американского бизнеса, а также отметить, что сотрудничество между Узбекистаном и США выходит на новый уровень, подтверждением этому является то, что в прошлом году товарооборот между нашими странами вырос и составил 596 млн. долларов (314 млн.$ в 2018 году). А это в свою очередь вносит весомый вклад в создание рабочих мест как в Узбекистане, так и в США.

В своем сегодняшнем выступлении я сделаю обзор ситуации на рынке труда Узбекистана и остановлюсь на 5 уроках, которые мы извлекли в ходе прошедшей хлопкоуборочной кампании, особо остановлюсь на государственных реформах по преобразованию рынка труда и поделюсь достигнутыми практическими результатами, последними фактами, цифрами и предложениями, некоторые из которых будут озвучены впервые.

Хочу отметить, что вопрос создания рабочих мест сейчас остро стоит не только в Узбекистане, но и во всем мире, по причине мировой пандемии COVID-19.

На данный момент рынок труда Узбекистана испытывает огромное давление из-за роста числа безработных. Почти 400 тыс. предприятий временно прекратили свою деятельность или сократили рабочую нагрузку из-за воздействия коронавируса. Из-за строгой изоляции страны около 150 тыс. трудящихся вынужденно остались без работы, около 498 тыс. граждан – возвратившиеся на Родину, трудовые мигранты без постоянного дохода, более 200 тыс. семей находятся за чертой бедности.

В таком положении, нам как никогда важно приложить большие усилия в создании новых рабочих мест. Одним из таких решений может стать наша текстильная промышленность.

За прошедшие годы в ходе хлопковых кампаний мы извлекли для себя уроки.

Во-первых, хочу отметить, что принудительный труд во время хлопковой кампании оказывает очень негативное влияние на развитие хлопковой и текстильной отрасли и вреден для имиджа страны.

Правительство Узбекистана продолжает осуществлять решительные меры по полному искоренению принудительного труда в хлопковом секторе.

Хочу напомнить, что в результате предпринятых мер по борьбе с принудительным трудом в Узбекистане: детский труд был полностью искоренен. В связи с этим, США исключили узбекский хлопок из списка продуктов, производимых на основе принудительного детского труда.

В том числе был искоренен во многом широкомасштабный систематический массовый принудительный труд взрослых, так в 2015 году количество принужденных к сбору хлопка людей составляло 448 тыс., а в 2019 году – 102тыс., то есть за 4 года количество сократилось в четыре раза. На хлопковые поля больше не выходят массово учителя, врачи и студенты.

Результаты проведенных реформ были признаны со стороны международного сообщества и правозащитных организаций.

Второй урок, государство должно принимать жесткие меры по искоренению принудительного труда, добиваться практического исполнения.

Мы открыто признаем, что нам еще нужно многое сделать, чтобы полностью искоренить принудительный труд во время хлопковой кампании.

Подтверждением этому служит то, что в начале текущего года Президентом страны был подписан Закон о введении уголовной ответственности за принудительный труд.

При этом в прошлом году административные штрафы за принудительный труд были увеличены от 30 до 50 раз и сейчас составляют значительную сумму, доходящую до среднегодового размера заработной платы в нашей стране.

Только в прошлом году Государственная трудовая инспекция применила административные взыскания за принудительный труд к 259 должностным лицам, в том числе к 132 лицам в ходе хлопковой кампании 2019 года. В числе наказанных 18 хокимов (мэров) районов и городов и их заместителей по вопросам сельского хозяйства, два хокима уволено с занимаемой должности за допущенные недостатки, особенно за принудительный труд, а также 7 руководителей регионального уровня.

Эти действия доказывают, что высокопоставленные чиновники будут привлечены к ответственности за навязывание принудительного труда на вверенной им территории и организации.

Количество трудовых инспекторов увеличено вдвое с 200, даже в самых отдаленных районах у нас есть трудовые инспекторы, которые теперь могут оперативно реагировать на случаи принудительного труда.

Третий урок, десятилетиями сформировавшиеся традиции по привлечению рабочей силы к хлопковой кампании тяжело изменить в одночасье, поэтому для этого требуется долгосрочная упорная работа.

По этой причине, в нашей стране проводятся реформы в аграрном секторе, в частности, развивается кластерная схема производства, то есть фактически создается новая промышленность, начиная от выращивания хлопка, до производства готовой продукции.

Соответственно, если будет увеличиваться объем сбыта кластеров, то они смогут повышать свой уровень механизации и снижать ручной сбор урожая.

Историческим событием стало подписанное Президентом Постановление об отмене многолетней практики установления государством цены, плана производства и обязательной продажи хлопка с 2020 г.

Цена покупки хлопка-сырца будет либерализована, у фермеров появится возможность свободно пользоваться кредитами и свободно выбирать обслуживающие компании. Экономический интерес фермеров увеличится.

Четвертый урок, хлопковая сфера очень важна в вопросах занятости населения, и отказаться от нее полностью не представляется возможным, так как за счет этой отрасли обеспечивается трудоустройство сотен тысяч граждан.

Прошу обратить внимание, что одной из действенных мер по искоренению принудительного труда в хлопковой отрасли является внедрение современных рыночных механизмов, в том числе оплаты труда, что способствует увеличению числа добровольных сборщиков хлопка.

В 2019 году оплата за ручной сбор хлопка составила от 800 до 1200 сум за кг в зависимости от периода сбора урожая. Таким образом, плата выросла по меньшей мере, в 4 раза по сравнению с 2015 годом (200 сум), что усилило стимулы добровольного привлечения населения к сбору хлопка.

Хочу обратить внимание, что помимо оплаты труда за сбор хлопка и стимулирования производителей хлопка-сырца, особое внимание уделяется обеспечению безопасности и достойных условий труда для сборщиков хлопка, то есть обеспечивается проживание, питание, транспортировка и прочие необходимые условия.

Пятый урок, для эффективного решения проблемы принудительного труда важно участие гражданского общества.

Хочу отметить,что мы в своей работе широко опираемся на общественные организации и правозащитников. Мы на регулярной основе проводим встречи с правозащитниками.

Подтверждением этому является встреча нашего министерства с национальными правозащитниками в октябре 2019 года, по итогам которой, в целях быстрого реагирования на обращения представителей гражданского общества был создан канал обратной связи в социальном мессенджере.

В хлопковой кампании 2019 года мы впервые напрямую привлекли к мониторингу правозащитников, и выдали им удостоверения, дающие им право беспрепятственного доступа к хлопковым полям и процессу сбора хлопка.

Уважаемые участники!

Исходя из результатов вышеупомянутых уроков и политической воли высшей власти, в текущем году в рамках подготовки к предстоящему хлопковому сезону мы планируем:

  1. донести на местах, в подразделениях районного уровня о неприемлемости принудительного труда в сельском хозяйстве и во всей экономике. Для этого в этом году мы планируем проведение масштабных тренингов для инспекторов, помощников инспекторов, работодателей, хокимов, фермеров, фермерских хозяйств и работников хлопково-текстильных кластеров с привлечением национальных и международных экспертов МОТ.

Буквально с каждым будет проведена беседа о недопустимости принудительного труда. Мы сможем предоставить им механизмы для проведения тех же самых общественных работ, то есть покажем выгоду привлечения работников за счет центров содействия занятости.

В этом году мы с прокуратурой и другими органами усилим ответственность за привлечение к принудительному труду. Для обеспечения реализации изменений в уголовном кодексе связанных с принудительным трудом, в соответствии с нормами МОТ и передовой международной практикой будет проведена подготовка судей, прокуроров и адвокатов по вопросам принудительного труда.

А также будут проведены обучающие мероприятия для сотрудников организаций, включенных в состав территориальных комиссий по противодействию торговле людьми и принудительному труду.

Тем самым мы разрабатываем механизмы эффективного реагирования для передачи материалов связанных с уголовной ответственностью в прокуратуру. Кроме того, мы совершенствуем наши интерактивные каналы, механизмы обратной связи, наш колл-центр, в целях еще более эффективного реагирования, в частности, мы рассматриваем вопрос анонимного обращения.

  1. мы будем работать напрямую касательно найма, разъяснения, правильного оформления трудовых договоров. В этом году мы планируем работать с кластерами и фермерами, которые являются основными сельскохозяйственными производителями.

Для реализации принципов и практики справедливого найма работников на временные и сезонные работы, а также создания благоприятных условий труда во время выполнения работы, нашим министерством разработан проект руководства по порядку найма работников на временные и сезонные работы.

Мы хотели бы инициировать и попросить МОТ рассмотреть вопрос о внедрении в Узбекистане глобального инструментария “BetterWork”, который поможет внедрить лучшие международные стандарты достойного труда во всю производственно-сбытовую цепочку текстильной промышленности.

  1. в текущем году мы хотим усилить потенциал наших районных центров содействия занятости по найму работников сельскохозяйственными компаниями. Мы прорабатывали этот механизм в прошлом году, и хотим его еще более расширить путем предоставления работникам авансовых выплат, организации транспортировки, обеспечения достойных условий проживания на местах.

С нашей стороны мы будем оказывать содействие в выполнении данных задач и никоим образом не будет вмешиваться в дела сельскохозяйственных производителей. А именно, мы будем выполнять роль посредников между безработными и работодателями, тем самым оказывать содействие обеим сторонам.

  1. в этом году мы хотим еще больше увеличить количество активистов гражданского общества и работать с ними в каждом регионе нашей республике, тем самым мы сможем охватить все районы и оперативно рассматривать полученную от активистов информацию и отправлять ее в соответствующие органы.

Кроме того, планируется проведение регулярных трехсторонних встреч Государственной трудовой инспекции, национальных правозащитных организаций, активистов гражданского общества и МОТ.

Пользуясь случаем, хотим пригласить Cotton Campaign для прямого сотрудничества во время мониторинга хлопковой кампании 2020.

А также предлагаем создать четырехсторонний механизм взаимодействия правительственных органов, наших производителей (кластеры, текстильные компании), зарубежных брендов и гражданского общества (Cotton Campaign) по вопросам полного искоренения принудительного труда.

Кроме того, мы поддерживаем идею Cotton Campaign о создании независимых профсоюзов сезонных работников, и предложили бы ННО такую идею рассмотреть и создать подобные профсоюзы. В частности, если будет необходимо наше участие мы готовы оказывать содействие и помогать настолько, насколько законом нам позволяют наши полномочия.

Подытоживая свое выступление, хочу поблагодарить всех присутствующих, за плодотворное сотрудничество с нашей республикой, за помощь, которую вы оказываете нам по вопросам искоренения принудительного труда. Нас воодушевляет достигнутый прогресс, и мы видим перспективное будущее для хлопковой отрасли Узбекистана и наших граждан.

Желаю всем участникам успешной работы и надеюсь на активный диалог в будущем.

Благодарю за внимание!

поделиться: