Узбекистан представил новый отчет о соблюдении трудовых стандартов в стране

08.05.2021

Ташкент, 7 мая 2021 г. – Правительство Узбекистана осуществляет масштабные реформы в различных сферах экономики. Однако одним из главных направлений в последние годы является развитие и усиление защиты трудовых прав, а также повышение уровня соблюдения международных стандартов в сфере труда.

Министерство занятости и трудовых отношений Узбекистана организовало международное мероприятие «Транспарентная отчетность по выполнению трудового законодательства в Узбекистане», главной целью которого стало изучение потребностей и ожиданий международного сообщества с точки зрения прозрачности, отчетности и информирования по вопросам труда в Узбекистане.

В ходе мероприятия прошла презентация нового отчета «Усиление защиты трудовых прав в Узбекистане» за 2020 г. Министр занятости и трудовых отношений Узбекистана Нозим Хусанов назвал отчет свидетельством приверженности узбекского правительства «прозрачности и подотчетности» в ключевых реформах регулирования.

В докладе, опубликованном Министерством труда, представлены данные о деятельности Государственной трудовой инспекции – органа, ответственного за мониторинг и обеспечение соблюдения трудового законодательства.

«Мы глубоко убеждены, что прозрачная и транспарентная отчетность в области трудовых отношений – залог дальнейшего развития системы соблюдения трудовых прав в Узбекистане, - заявил Нозим Хусанов, Министр труда Узбекистана.

В отчете представлен годовой обзор усилий по укреплению трудового законодательства и нормативных актов, обновленная информация о структуре и руководстве ключевых органов, ответственных за соблюдение трудовых прав, а также данные о мониторинге, расследованиях и информационно-просветительской деятельности Министерства труда.

Просветительские кампании, направленные на информирование населения об их правах и предоставление им возможности сообщать о нарушениях, привели к устойчивому росту числа официальных жалоб по таким вопросам, как невыплата заработной платы, несчастные случаи на производстве и принудительный труд. В 2020 г. в трудовую инспекцию поступило почти 27 000 жалоб, по сравнению с 15 000 в 2018 г.

Как отметил во время презентации заместитель министра занятости и трудовых отношений Узбекистана Нодир Якубов, собранные в отчете данные свидетельствуют о значительном увеличении возможностей Государственной трудовой инспекции по расследованию таких жалоб и дальнейшему принятию мер в отношении нарушителей.

В 2020 г. было проедено порядка 16 700 расследований потенциальных нарушений трудовых прав в различных компаниях, по сравнению с 5 600 в 2018 г. Эти расследования проводились, несмотря на карантинные ограничения, возникшие в связи с пандемией COVID-19, когда узбекские работники были особенно уязвимы.

В соответствии с рекомендациями МОТ и Госдепартамента США, а также требованиями Конвенции об инспекции труда №81 и №129, ратифицированных Узбекистаном в 2019 г. и вступивших в силу в 2020 г., начата проработка проекта Постановления Президента совместно с ответственными министерствами и ведомствами. В данном проекте предусматривается совершенствование структуры Государственной трудовой инспекции и дальнейшее увеличение числа инспекторов труда.

Министерство занятости и трудовых отношений Узбекистана продолжает получать техническую помощь от международных организаций и стран-партнеров в области трудовых реформ. В ходе международного вебинара участие также приняли Саша Джумена, координатор страновой программы Всемирного банка, Ольга Кулаева, директор Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии, представители дипломатического корпуса, Совета Федерации профсоюзов Узбекистана, Государственной трудовой инспекции, гражданского общества, местные и международные СМИ. Участники поделились своим мнением о результатах, представленных в новом годовом отчете, а также выразили свои дальнейшие ожидания от Правительства Узбекистана. Со стороны Министерства труда было отмечено, что планируется ежегодный выпуск такого отчета.

Электронную версию данного отчета Вы сможете скачать здесь.