Опровержение на статью “О трудовой миграции и безработице”

22.11.2019

Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан внимательно ознакомилось со статьей “О трудовой миграции и безработице”, опубликованной в ноябре текущего года в интернет издании “Anhor.uz”.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что Министерство занятости и трудовых отношений всецело поддерживает и высоко оценивает внимание общественности, экспертов и электронных СМИ к проблемам обеспечения занятости населения.

Безусловно, что поднятые в статье вопросы безработицы и трудовой миграции являются одними из самых важных и актуальных в повестке дня социально-экономического развития нашей страны и осуществляемых в ней реформ. Показательно, что одним из приоритетных направлений Стратегии действий по развитию нашей страны на 2017-2021 годы определено развитие социальной сферы, направленное, в первую очередь, на последовательное повышение занятости и реальных доходов населения.

Широкомасштабный характер осуществляемых реформ в Узбекистане признается авторитетными мировыми организациями, такими, как Организация Объединенных Наций, Всемирный банк, Мировой валютный фонд, Азиатский банк развития, экспертное и академическое сообщество, а также многими гражданами нашей страны. Думается, нет оснований ставить под сомнение необратимость осуществляемых реформ и их всеобъемлющий характер, нацеленность на решение насущных проблем населения.

Буквально в каждой сфере экономики идут глубокие структурные процессы, направленные на повышение эффективности отечественных предприятий, стимулирование предпринимательства и инвестиционной активности, либерализацию валютного рынка и рынка капитала, налоговой и бюджетной политики, монетарной политики и банковского сектора, ценообразования на энергоносители, продукцию сельского хозяйства и другие ликвидные товары.

Данные структурные преобразования, бесспорно, имеют сильное влияние на сферу обеспечения занятости населения и трудовой миграции, где сохраняется ряд системных недостатков, которые должны быть решены в ходе осуществляемых реформ. Это касается, в первую очередь, высокого демографического давления на рынок труда, большого потока внешней трудовой миграции, недостаточной производительности труда и уровня профессиональной квалификации кадров.

Наивно было бы предполагать, что глубокие структурные преобразования могут быть завершены в одночасье и системные проблемы устранены простыми односложными решениями.

Вместе с тем ряд, в статье приводится ряд факторов и аргументов, с которыми трудно согласиться.

Во-первых, это касается статистики рынка труда, занятости и безработицы.

Данный вопрос является актуальным, и автор прав, что на протяжении долгого времени достоверность данных о рынке труда, занятости и безработицы по ряду причин оставляла желать лучшего. Однако, данная ситуация в настоящее время кардинальным образом изменилась.

В декабре 2017 года принято специальное постановление Правительства по совершенствованию методики определения численности населения, нуждающегося в трудоустройстве, с учетом рекомендаций Международной организации труда.

Таким образом, рост показателей безработицы с 5,8 процентов в 2017 году до 9,3 процентов в 2018 году произошел вовсе не из-за роста количества безработных, а в результате внедрения более достоверной методологии подсчета безработицы.

Основываясь на недостоверных сведениях, автором статьи утверждается, в 2018-2019 годах уровень безработицы в стране возрос, хотя на самом деле в начале 2018 года уровень безработицы составлял 9,7 процентов, за 9 месяцев 2018 года – 9 процентов, а на 1 октября т.г. снизился до 8,9 процентов.

И это в условиях высокого демографического давления, когда на рынок труда ежегодно выходят более 600 тысяч человек!

Благодаря реализации национальной программы занятости за
9 месяцев т.г. создано 266,3 тыс. новых рабочих мест, обеспечена занятость 119,8 тыс. граждан на временных работах. В этом году в первые за годы Независимости наблюдается увеличение численности занятых в официальном секторе экономики, рост составил 307,9 тыс. (101,7%) и достиг 5691,2 тыс. чел., что является результатом активных мер по легализации рабочих мест и содействия развитию предпринимательской деятельности.

 Кроме того, впервые за многие годы наблюдается снижение численности экономически неактивного населения до 4 039,6 тыс. чел.  за счет сокращения числа добровольно незанятых лиц на 205,0 тыс. чел (27,9%), что говорит о повышении трудовой и предпринимательской активности населения.

Важным фактором роста занятости послужили реформы по снижению налогов на труд, что позволило легализовать 664 тыс.человек, большинство из которых работают в малом бизнесе. Думается, данные цифры никак не свидетельствует об упадке малого и среднего бизнеса, как указывается в статье.

Во-вторых, хотелось бы поспорить с автором о причинах формирования «недозрелой» рабочей силы, которую, как он пишет, «владельцы бизнесов» вынуждены принимать на работу и затрачивать на ее обучение большие средства.

Надо признать, что уровень человеческого капитала среди отечественной рабочей силы, качество профессиональных знаний и навыков молодежи оставляет желать лучшего. В результате мы имеем низкий уровень производительности труда, который отстает в среднем на 16 процентов в обрабатывающей промышленности по сравнению со странами со схожим уровнем ВВП на душу населения.

Можно долго и много говорить о причинах, унаследованных от прошедших десятилетий, например, о низкой эффективности системы профессиональных колледжей, модель деятельности которых изначально была неперспективной, или о недостаточном внимании к развитию подлинно профессиональных навыков молодежи по рабочим профессиям, престиж которых был незаслуженно принижен в обществе.

Однако, нельзя игнорировать масштабный, всеобъемлющий и системный характер осуществляемых в Узбекистане реформ в сфере человеческого капитала. В данном ряду можно назвать модели государственно-частного партнерства в сфере дошкольного и общего среднего образования, кардинальное расширение охвата молодежи высшим образованием, открытие в стране, особенно в регионах, зарубежных высших учебных заведений, усиление материально-технической базы образовательных учреждений, улучшение материального стимулирования педагогических работников и многое другое.

Что касается профессионального обучения и повышения квалификации безработных и незанятых лиц, то и здесь Министерством труда предпринимаются системные и целенаправленные меры.

Не секрет, что развитие технологий приводит к растущему снижению роли трудоемких отраслей в экономике, замене человеческого труда автоматизированными системами, что ведет к высвобождению работников, которых нужно переобучать и трудоустраивать вновь или давать им возможности для продуктивной самозанятости. Кроме того, растущая специализация производства вызывает большой спрос на специалистов узкой специализации, о чем справедливо пишется в статье.

Именно по этой причине Министерству труда передано
30 профессиональных колледжей для организации центров профессионального обучения безработных и незанятых лиц, в котором организовано обучение по более, чем 30 специальностям.

Обучение производится по таким специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, как сварщики, операторы кранов и экскаваторов, механизаторы, токари, фрезеровщики, установщики алюминиевых профилей и гипсокартона, дизайнеры мод, специалисты гостиничного обслуживания, баттлеры, нэйл-стилисты, специалисты по уходу за инвалидами и престарелыми, косметологи, бухгалтеры и др., а также по
6 иностранным языкам. В течении 9 месяцев 2019 года прошли профессиональное обучение более 30,6 тыс. безработных, что в 2 раза больше показателя 2018 года. 

Министерство труда в настоящее время реализует масштабный проект по предоставлению субсидий работодателям на возмещение затрат на профессиональное обучение принятых на работу безработных лиц, особенно из числа молодежи и женщин. Выделяются субсидии работодателям, трудоустроившим социально уязвимые слои населения.

Кроме того, Министерством труда предоставляются субсидии безработным, желающим начать предпринимательскую деятельность,
а также развивающим собственные приусадебные участки.

На эти цели за 9 месяцев текущего года из средств Фонда содействия занятости при Минтруда выделено 9,1 млрд сумов субсидий, трудоустроено 10 тысяч человек.

Наряду с этим предоставлены льготные кредиты из средств Фонда содействия занятости населения на развитие малого и среднего предпринимательства в сумме 135 млрд.сумов. Органами по труду выданы временные трудовые удостоверения 8,5 тыс. самозанятым лицам для учета их трудового стажа и предоставления им пенсионных прав.

Кроме того, в статье указывается, что заработная плата по стране составляет 2-3 млн. сум (210-310 долларов), что является неконкурентоспособным и высоким показателем по сравнению с соседними странами. В действительности, уровень заработной платы в Узбекистане все еще отстает от уровня других стран. Например, средняя заработная плата в Китае составляет от 450 долл.США (в провинции) до 1050 долл. (в крупных городах), минимальная зарплата составляет 325 долл. В Индии средняя месячная зарплата составляет свыше 300 долл.США. В России средняя зарплата составляет 580 долл. США.

В-третьих, в статье необъективно оцениваются масштабы трудовой миграции и осуществляемые меры по ее регулированию.

В частности, Узбекистан обладает необходимым и уникальным опытом в сфере развития организованной трудовой миграции.

Впервые в истории страны постановлением Президента страны в 2018 году создан Фонд поддержки и защиты прав и интересов граждан, осуществляющих трудовую деятельность за рубежом, которому выделено 200 миллиардов сум из Государственного бюджета.

За счет средств Фонда только в текущем году оказана помощь более 23 тыс. граждан, включая возвращение на Родину трудовых мигрантов, оказавшихся без средств за границей, оказание им юридической помощи,
в том числе взыскание невыплаченной заработной платы
с недобросовестных работодателей, поиск вакансий, а также возврат тел граждан, умерших в период трудовой миграции.

В целях защиты прав наших граждан за рубежом впервые в истории страны в штатные расписания дипломатических представительств Узбекистана за рубежом вводятся должности атташе по вопросам трудовой миграции, а также создаются зарубежные представительства Агентства по внешней трудовой миграции при Министерстве занятости и трудовых отношений.

С апреля прошлого года была введена масштабная программа по субсидированию транспортных расходов граждан, направляющихся за рубеж для осуществления временной трудовой деятельности, которой до сегодняшнего дня воспользовались 210 тыс. граждан.  

Указом Президента в августе текущего года для граждан, выезжающих в целях осуществления временной трудовой деятельности за рубеж, предоставлены возможности получения льготного кредита на оплату расходов за рубежом, субсидирования расходов на оплату страхового полиса страхования рисков жизни и здоровья, а также предоставления льготных ипотечных кредитов на приобретение жилья.

Возможно, автор не знал этих вышеупомянутых фактов, а также достоверных цифр по объемам трудовой миграции.

В частности, в статье отмечается, что в Узбекистане, по различным оценкам, 5,5-6,0 млн. трудоспособного населения постоянно находятся в трудовой миграции.

В действительности, согласно обследованиям населения, ежеквартально проводимым в 108 районах и городах республики Республиканским научным центром занятости и охраны труда при Министерстве занятости и трудовых отношений, количество трудовых мигрантов составило на 1 октября 2019 год 2594,1 тыс.человек
(2,6 миллиона).

Указанные цифры в целом подтверждаются данными миграционных органов таких стран, привлекающих трудовых мигрантов из Узбекистана, как Россия, Казахстан, Корея, Турция и др. Например, в России этот показатель составляет свыше 2 млн.человек, а не 3,2,-3,3 млн., как указывается в статье.

Далее, в статье указывается, что около 40 процентов населения постоянно ищет работу или источник дохода вне страны, на самом деле, эта цифра равняется 7,8 процентам. Автор утверждает о резком росте трудовой миграции, в действительности за 9 месяцев т.г. по сравнению с прошлым годом эта цифра осталась практическим неизменной (2593,7 тыс.человек против 2594,1 тыс.человек).