Информационное сообщение Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан

15.06.2020

Государственная трудовая инспекция Министерства занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан внимательно изучила недавние сообщения в социальных сетях о возможных случаях детского труда в Папском районе Наманганской области.

В сообщениях гражданских активистов, проводивших мониторинги с 30 мая по 7 июня в Папском районе, упоминается присутствие подростка на хлопковом поле. Государственная трудовая инспекция Наманганской области в оперативном порядке связалась с гражданскими активистами на местах для проведения расследования по данному случаю.

По результатам проверки, в Наманганской области не было выявлено случаев принудительного детского труда. Государственная трудовая инспекция связалась с ответственными лицами на местах для расследования, в том числе с председателем махалли «Майдон» М.Маллаевой и заместителем председателя по социальным и духовным вопросам женщин М.Гозихановой, И.Сирожиддиновым – председателем махалли «Истиклол», К.Тургуновым – заместителем председателя «Урта Хонобод», М.Насриевой – специалистом по семейным и женским вопросам махалли «Юкори Хонобод», А.Хамидовым – председателем махалли «Боён», Э.Мадисмановым – председателем махалли «Шайхон» и гражданами Д.Махкамовым, Б.Асатиллаевой, Ш.Махкамовым, У.Турдиевым и Б.Дусматовым. 

 photo_2020-06-02_19-20-00 (1)

Изучение деталей появления подростка в поле установило, что ребенок последовал в поле со своими родителями, являющимися наёмными работниками ближайших фермерских хозяйств «Жавлонбек-Жанона-Журабек», «Абдурауф Поп Чодак», «Шохзамон Пунгон», «Саидислом Хожиакбар келажак», «Поп Голиб Камол», «Гайрат Чодак Поп». Подросток прибыл на поле добровольно в связи закрытием школы из-за карантинного режима, и, в данном случае, не принуждался к детскому труду.

Примечание: В соответствии с перечнем работ с неблагоприятными условиями труда (№1990, от 29 июля 2009 г.) запрещается использование труда лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, при ручном орошении хлопчатника и ручной уборке хлопка в сельскохозяйственном секторе, но не запрещается участвовать в прополке хлопка.

Министерство труда отмечает, что государственные органы и гражданские активисты стремятся к одному и тому же результату – полному искоренению всех форм принудительного труда в стране и обеспечению социальной защиты населения. Работая с местными и международными заинтересованными сторонами, Узбекистан положил конец детскому и систематическому принудительному труду в хлопковом производстве, что подтверждают оценки международного сообщества.

Министерство занятости и трудовых отношений Республики Узбекистан в сотрудничестве с трёхсторонними партнёрами изучают потенциальные риски, рассматривая случаи детского труда в качестве чрезвычайной ситуации и усиливает реализацию реформ по искоренению принудительного труда в Узбекистане.

В то же время, всеми региональными инспекциями труда проводятся разъяснительные работы в виде семинаров во всех фермерских хозяйствах и кластерах по привлечению сезонных работников к сельскохозяйственным работам, в том числе оформление трудовых договоров, своевременная оплата труда, создание необходимых условий и т.д.

С населением проведена разъяснительная работа об эффективной организации обучения и досуга детей в условиях карантина, о мерах предосторожности и здоровом образе жизни. Фермеры Папского района подтвердили, что члены фермерских хозяйств выполняют полевые работы с соблюдением всех необходимых условий и правил, и своевременная оплата ежедневного труда строго контролируется.

Кроме того, с учетом увеличения числа обращений через социальные сети в последние дни был усилен контроль за проведением разъяснительной работы по предупреждению принудительного и детского труда и усилению административных и уголовных санкций за этот вид правонарушений.

Любая форма принудительного труда является неприемлемой в Узбекистане. Напоминаем, что принципы недопустимости принудительного труда в Узбекистане четко отражены в национальном законодательстве, в соответствии с которым усилена административная ответственность, предусмотрены штрафы в размере от 50 до 100 БРВ (эквивалентно 1100-2200 у.е.), а с 2020 года введена уголовная ответственность, предусматривающая, в том числе, лишение свободы.

Вместе с этим, Генеральная прокуратура Республики Узбекистан проводит изучение нарушения гражданских прав активистов, а также возможные нарушения карантинных требований, которые распространяются через социальные сети.

Любой человек, ставший жертвой принудительного труда, или свидетелем принудительного или детского труда, может связаться с Государственной трудовой инспекцией через официальный сайт (dmi.mehnat.uz), по телефону (1176) или через Telegram (@mehnathuquq_bot). При рассмотрении жалоб информация о личности обратившегося может не разглашается по запросу заявителя.